Всякий человек обязан дать обществу отчет в своей деятельности и стремиться к тому, чтобы жизнь его не прошла без честного следа.

Франциск Родольф Вейсс, из книги «Нравственные основы жизни», 1881

#4319

Книги можно сравнить с мирными друзьями, приятными и полезными, в которых мы не встречаем ни капризов, ни нескромности. Они дают нам много и ничего не требуют взамен. Мы можем их оставить в минуты, когда довольны судьбой и без них и, наоборот, имеем полное право возвращаться к ним, в минуты горя, с полной уверенностью найти в них совет и утешение. Они сеют в душе нашей знания, которые, разрастаясь, приносят богатый плод.

Франциск Родольф Вейсс, из книги «Нравственные основы жизни», 1881

#4220

Речь, точно также как и наши поступки, производит благоприятное впечатление только тогда, если она проникнута непринужденностью, простотой и искренностью.

Франциск Родольф Вейсс, из книги «Нравственные основы жизни», 1881

#4103

Люди вообще склонны оценивать во всяком деле более обстановку и манеру обращения чем самое дело и нередко два человека, требующие от нас совершенно одного и того же, производят на нас диаметрально различные впечатления: один нам нравится, а другой напротив от себя отталкивает. Бывает даже так, что старающийся угодить оказывается для нас противнее чем тот, кто прямо нам противодействует. Легкий знак внимания, учтиво сделанное возражение и даже деликатный отказ способны нередко более возбудить в нас симпатию к человеку, чем даже услуга, сделанная грубо и неохотно.

Франциск Родольф Вейсс, из книги «Нравственные основы жизни», 1881

#4054

Были государства, начавшие свое существование с анархии, другие с деспотизма, но все непременно более или менее уклонялись, до известной степени, с пути справедливости и здравого смысла.

Франциск Родольф Вейсс, из книги «Нравственные основы жизни», 1881

#3993

Всякий судит и чего-нибудь желает на основании своего собственного личного интереса, а потому, если чего-нибудь желает большинство, то это служит законом, что общественное благо, заключающееся во благе большинства, требует исполнения этого желания. В таком случае нет надобности даже входить в анализ прав верховной власти и доказывать справедливость требуемой перемены, потому что выше прав, которые человек имеет над своим имуществом, или, лучше говоря, над самим собой — не может существовать.

Франциск Родольф Вейсс, из книги «Нравственные основы жизни», 1881

#3659

Король и коммуны — народное сознание, и потому пускай же советники научат их уважать прирожденные права народа.
Должен ли народ содержать на свой счет в мирное время огромную армию, служащую к его же собственному порабощению?

Франциск Родольф Вейсс, из книги «Нравственные основы жизни», 1881

#3541

Конституция означает собрание постановлений, которыми определяются круг и обязанности правительственной власти, её разделение и главная форма выборов. При определении этих предметов, конечно, главным исходным пунктом должно быть справедливое признание общих незыблемых человеческих прав.

Франциск Родольф Вейсс, из книги «Нравственные основы жизни», 1881

#3466

Человек образованный взвешивает и обсуждает жизнь и историю всевозможных народов, населявших земной шар. Он, сравнивая их взгляды и мнения, законы и права, угадывает причины из благосостояния или упадка, усваивает мысли великих, родившихся в среде их, людей и делает окончательные выводы на основании всех этих данных.

Опытность является, таким образом, лучшим средством для приобретения знаний и самоусовершенствования. Мы можем только ускорить её развитие, стараясь идти навстречу фактам, которые её дают, или усваивая результаты, добытые другими. Учение — самое лучшее средство для приобретения опытности эти последим путем, а философия и история — самые полезные для этого науки.

Франциск Родольф Вейсс, из книги «Нравственные основы жизни», 1881

#3365

В молодости мы обыкновенно не думаем ни об учении, ни о старании себя усовершенствовать, отлагая эти скучные занятия до будущего времени, когда, как обыкновенно думают, пройдет пора бешенных удовольствий и развлечений. Но годы бегут, леность укореняется, а с ней вместе и старые предрассудки. Способности тупеют, наконец настает возраст, когда нам делается одинаково трудно, как усвоить новые идеи, так и производить что-нибудь самому. Житейская рутина овладевает нами окончательно, а там незаметно подкрадывается старость, живущая единственно по привычке, без всякого желания обдумывать или анализировать свои поступки. Ни будущее, ни прошлое равно ее не занимают. Она воображает, что знает все. Самолюбие, которое к сожалению не стареет вместе с нами, не допускает в отживших людях мысли, что молодое поколение может что-либо узнать и открыть, чего не знают они. Доказать таким людям, что они ошибаются равносильно нанесению им величайшей обиды. Старики думают, что они вооружены опытом и потому претендуют и на знание и на неразлучное с ним уважение. Все новое делается дли них невыносимым и таким то путем невежество и зло упрочиваются, без надежды быть когда-нибудь вырванными.

Франциск Родольф Вейсс, из книги «Нравственные основы жизни», 1881

#2951

Жизнь надо брать такой какая она есть, а не такой, какой мы желали бы её сделать.

Франциск Родольф Вейсс, из книги «Нравственные основы жизни», 1881

#2513

Цель всякого закона — в справедливости.

Франциск Родольф Вейсс, из книги «Нравственные основы жизни», 1881

#2248

Уважение к чему бы то ни было не должно доходить до потери человеческого достоинства или до забвения самых основных правил справедливости.

Франциск Родольф Вейсс, из книги «Нравственные основы жизни», 1881

#2067

Смех в огромном большинстве случаев вызывается непременно чувством тщеславия, глупости или злорадства. Благородное чувство, полезная мысль или похвальный поступок никогда не возбудят смеха, не имеющего с ними ничего общего, а между тем малейшее чувство удовлетворенной гордости или зависти мгновенно складывает наши губы в самодовольную улыбку. Смех можно считать атрибутом злобного гения, потому-то благодетельное божество смеяться не станет, а много много если улыбнется добродушной улыбкой. Может быть вследствие этого серьезная важность считалась всегда одних из лучших качеств как у древних так и у новейших народов.

Франциск Родольф Вейсс, из книги «Нравственные основы жизни», 1881

#2010

Мы склонны видеть в людях только те качества и пороки, которые существуют в нас самих. Строгое, серьёзное лицо не понравится человеку с пустым, ветрянным характером, а выражение силы и твердой решимости может даже испугать того, кто не имеет никаких правил.

Франциск Родольф Вейсс, 1912

#1908

Сумма налогов, конечно, не должна превышать той, которая действительно нужна на удовлетворение нужд государства.

Франциск Родольф Вейсс, из книги «Нравственные основы жизни», 1881

#1855

Откровеннее всего люди бывают в возрасте молодости, добра и чистоты, когда в сердце закипает потребность любить, делиться мыслями и поверять тайны. В эти годы даже признак любви или дружбы считается за реальность. Слишком большая сдержанность стариков, напротив, бывает скорее знаком слабости и разочарования, чем благоразумия.

Франциск Родольф Вейсс, из книги «Нравственные основы жизни», 1881

#1803

Лица, обладающие только одним умом, могут быть приятными собеседниками на несколько дней, тогда как люди сердца и чувства становятся нашими друзьями на всю жизнь.

Франциск Родольф Вейсс, из книги «Нравственные основы жизни», 1881

#1703

Если вы низкопоклонничаете пред высшими и держите себя чванно пред низшими; если вы предпочитаете общество глупцов, в котором первенствуете, кружку людей, где можете чему-нибудь научиться; если грубая лесть и низкая услужливость нравятся вам более чем достойная манера себя держать и благородная откровенность; если вы жестоки в обращении с животными и нечувствительны к страданию подобных вам существ, при чем ваше с ними обращение меняется сообразно положению, которое они занимают; если наконец, слушая рассказ о каком-нибудь хорошем, благородном поступке, вы не ощущаете радостного чувства, заставляющего разгораться кровь в жилах и глаза ваши не бывают готовы брызнуть слезами — все это может служить верным знаком, что у вас черствая и недостаточно честолюбивая душа.

Франциск Родольф Вейсс, из книги «Нравственные основы жизни», 1881

#1691

...степень благосостояния наций всегда стояла в прямой пропорции с той свободой, которою пользовалось право изложения мыслей устно и письменно.

Франциск Родольф Вейсс, из книги «Нравственные основы жизни», 1881

#1678

Гнев может быть назван безумным увлечением оскорбленной гордости. Им обнаруживается слабость духа, мстящего оскорблением за недостаток собственного здравого смысла.

Франциск Родольф Вейсс, из книги «Нравственные основы жизни», 1881

#1536

Разнообразие наших желаний и склонностей, обусловливается различием нашей организации и степерью нашего развития.

Франциск Родольф Вейсс, из книги «Нравственные основы жизни», 1881

#1441

Религиозный фанатизм сделался орудием самых ужасных несправедливостей.

Франциск Родольф Вейсс, из книги «Нравственные основы жизни», 1881

#1430

Учиться конечно должен тот, кто чувствует в этом наиболее потребности.

Франциск Родольф Вейсс, из книги «Нравственные основы жизни», 1881

#1175

Умеренность и учтивость подкупает слушателей в нашу пользу, тогда как грубость их оттолкнет.

Франциск Родольф Вейсс, из книги «Нравственные основы жизни», 1881

#1078

Заговорить о человеческих правах считается величайшим преступлением, а тем более возбудить хоть малейшее сомнение в правильности происхождения той грубой силы, которая угнетает всех и все.

Франциск Родольф Вейсс, из книги «Нравственные основы жизни», 1881

#571

Ничто не способствует так развитию общества и гарантии его разумных учреждений, как возможность свободно высказать устно или письменно взгляды на политические и общественные дела. Боязнь гласности в этом случае непременно заставляет подозревать желание скрыть какие-нибудь важные, тайные злоупотребления. Дурное правительство ищет подавить всякую идею правды и справедливости для того, чтобы лучше скрыть в потемках ничтожность своих взглядов и свое собственное невежество.

Франциск Родольф Вейсс, из книги «Нравственные основы жизни», 1881

#332

Мудрый один сомневается в справедливости своих взглядов, и с этого-то сомнения должен начать всякий, кто желает достичь правильной самооценки.

Франциск Родольф Вейсс, из книги «Нравственные основы жизни», 1881

#324

Искусство управлять людьми состоит не в чем ином, как только в умении применять к общегражданской жизни те же принципы и правила справедливости, которыми мы руководимся в жизни домашней.

Франциск Родольф Вейсс, из книги «Нравственные основы жизни», 1881

#265

Нам остается утешаться мыслью, что если нет совершенства, то есть более или менее близкие к нему степени. Во всяком случае, приятней стоять к нему ближе, чем костенеть в пороках и невежестве, низводящих нас на степень животных.

Франциск Родольф Вейсс, из книги «Нравственные основы жизни», 1881

#229

Из тысячи жизнеописаний она делает выводы тех нравственных начал, которым мы должны следовать сами, научась судить о настоящем по прошедшему, а также предвидеть по нему будущее. …надо забыть свое собственное положение, отечество, веру, мнения и тогда только, отрешившись совершенно от всяких взглядов, можно надеяться достичь способности верно и беспристрастно описывать то, что происходит перед вашими глазами. Глубокое философское образование при этом необходимо в особенности.

Франциск Родольф Вейсс, из книги «Нравственные основы жизни», 1881

#36

Источники (кни­ги, филь­мы, про­из­ве­де­ни­я и т.п.) с ци­та­та­ми Франциска Родольфа Вейсса