Государство вне справедливости, — это такое государство, как "просто лишь большие разбойничьи шайки", по словам Августина...
Мамардашвили, из источника «Как я понимаю философию»
Под свободой обычно эмпирически понимают «свободу выбора». Считается, что мы свободны тогда, когда можем выбирать; и чем больше выбора, тем больше свободы. Если у человека есть свобода выбора, то свободой называется, во-первых, само наличие выбора, и во-вторых, непредсказуемость того, что именно он выберет. Таков эмпирический смысл термина «свобода».
Где меньше всего совершается актов понимания, там самым распространённым словом — если составлять частотный словарь языка — становится слово "понимаешь": "ты же понимаешь", "конечно, я понимаю", "мы понимаем".
Мамардашвили, из источника «Как я понимаю философию»
В философии свободой называется внутренняя необходимость. Необходимость самого себя.
Задача состоит в том, чтобы люди были способны к современному труду. Не будет этого — нация выродится. Внешне это будет выражаться в событиях, казалось бы, с этим не связанных, в демографическом ослаблении нации, появлении большого числа лиц другой национальности на её территории.
Мамардашвили, из источника «Как я понимаю философию»
Мышление вообще есть отражение посредством абстракций.
Мамардашвили, из источника «Как я понимаю философию»
Когда мы делаем выбор, решаем, — мы целый мир, мировую цепь кристаллизуем позади себя.
Дьявол играет с нами, когда мы не мыслим точно.
Мамардашвили, из источника «Как я понимаю философию»
У канта мышление сводится к трём правилам. Первое правило: мыслить самому; второе — мыслить так, чтобы быть способным смотреть одновременно на мыслитое или на своё дело глазами другого. И третье правило: мыслить непротиворечиво.
Мамардашвили, из источника «Как я понимаю философию»
Именно потому, что мы не можем быть богами, мы можем быть нравственными, именно потому, что есть полнота вины, мы можем быть ответственными, то есть свободными.